|
Мобильная версия:
|
|
| ||
где D — диаметр зрачка объектива, f — фокусное расстояние, R – расстояние до плоскости наводки объектива. Обычно таблицы и шкалы глубины резко изображаемого пространства, которые наносятся на фотообъективы (рис. 3), строятся на основании таких вычислений, для вполне определенных значений диаметра круга нерезкости.
С другой стороны, кроме конечной разрешающей способности объектива, на резкость (размытие) изображения также влияют: разрешающая способность фотопленки, фотобумаги или фоточувствительной матрицы аппарата. Резкость также зависит от величины изображения (размер фотографии) и расстояния, с которого оно рассматривается. Все эти нюансы сильно усложняют вопрос количественной оценки резкости изображения и обычно о ней говориться с большим числом оговорок. Так, например, в «Canon Lens Work II» [8], в разделе, посвященном оптической терминологии, говорится следующее: «Для 35-мм зеркальной камеры допустимый круг нерезкости составляет около 1/1000 - 1/1500 длинны диагонали пленки, если исходить из того, что изображение увеличивается до фотографии 13 х 18 см и рассматривается с расстояния 25-30 см. Объективы с электронной фокусировкой созданы так, чтобы давать минимальный круг нерезкости размером 0,035 мм. Именно из этой величины исходят расчеты таких параметров, как глубина резкости». Научно-технический центр Красногорского оптико-механического завода по этому поводу дает следующий комментарий [6]: «Понятие глубины резко изображаемого пространства в значительной мере условно, и ее значение оказывается тем больше, чем большим принимается диаметр допустимого кружка рассеяния (кружка нерезкости). Допустимый диаметр кружка рассеяния зависит от назначения полученного изображения». А затем также приводятся таблицы для ряда конкретных случаев: негатив, фотография на руках, на стене, любительская кинопроекция. В учебниках по физической оптике «резкость изображения» часто используется как обыденное понятие, — дескать, каждый и так понимает, о чем идет речь. Возможно, это связано с условностью и техницизмом понятия, о которых сказано выше. Влияние диафрагмы на условия съемкиДиафрагмирование объектива оказывает существенное влияние на процесс съемки, а следовательно, и на ее конечный результат. Во-первых, диафрагмирование изменяет светосилу10 объектива и его относительное отверстие11. Во-вторых, ряд стандартных значений диафрагмы (относительного отверстия) основан на увеличении или уменьшении освещённости оптического изображения в два раза: 1/0,7; 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/6412. При уменьшении отверстия на одну ступень поток света уменьшается вдвое и, следовательно, для сохранения правильной экспозиции, требуется вдвое увеличить времени выдержки. В-третьих, диафрагмирование объектива уменьшает вносимые ним искажения (аберрации). В-четвертых, диафрагмирование существенно изменяет глубину резкости. Чем меньше отверстие13, тем больше глубина резкости фотографического изображения. Поскольку это свойство важно для дальнейшего изложения, остановимся на нем подробнее. На рис. 4 приведены три фотографии, сделанные из одной и той же точки съемки. На верхнем снимке отчетливо видны не только ограждение на переднем плане, но и находящееся на заднем плане деревья и здание. Для фотографии характерна большая глубина резкости, которая достижима при съемке с большими значениями диафрагменных чисел. Если уменьшить диафрагмирование объектива, то предметы заднего плана утрачивают свою резкость. На среднем снимке столбики в глубине ограждения выглядят расплывчато. Здание вполне можно принять за контуры стоящего на дороге автомобиля, а о присутствии растительности приходится судить по цвету и форме пятен, исходя из жизненного опыта. В то же время, четко виден «предмет интереса» съемки — второй столбик ограждения, который по-прежнему остается в зоне резкости. Примечательно, что изображение первого столбика также выглядит несколько расплывчатым — предметы переднего плана тоже не попадают в область резко изображаемого пространства. И, наконец, при полностью (или почти полностью) открытом объективе описанные выше тенденции усиливаются и достигают своих конечных значений (нижний снимок). Верхний и нижний снимки на рис. 4 иллюстрируют два крайних случая получения фотографических изображений. Большая глубина резкости идеально подходит для съемки пейзажей и общих планов. Малая глубина резкости часто используется при съемке портретов. В последнем случае за счет подбора глубины резкости, фон размывается намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки. То есть, подбор глубины резкости используется как выразительное средство (художественный прием).
БокеДля описания и оценки художественных достоинств части изображения, оказавшегося на фотографии за пределами области резко изображаемого пространства, используется термин боке14. Качество боке — это субъективная характеристика, которая не определяется техническими параметрами. Вместе с тем общепризнанно, что условия съемки и ряд параметров объективов оказывают значительное влияние на боке. Приведем некоторые оценки качества боке. Д. Мзареулян [4]: «У реальных объективов пятно нерезкости — это неравномерно освещённый круг, и именно это обстоятельство играет важнейшую роль в боке. Представим, что яркость пятна нерезкости в центре выше, чем на краях. Каждая точка объекта становится пятном с плавно спадающей к краям яркостью. При наложении этих пятен их края не видны и получается мягкий рисунок, немного похожий на результат размытия по гауссу в фотошопе... Назовём этот вид боке мягким. Противоположный случай — когда края пятна ярче его середины. В этом случае каждое пятно выглядит колечком, «бубликом». При наложении пятен их края не теряются, а наоборот усиливают мельтешение фона... размытый фон не «растушёвывается», а наоборот приобретает лишние паразитные детали. Такой вид боке назовём жестким. А боке идеального объектива (с равномерной засветкой пятна) — нейтральным. Обычно всем нравится мягкое и нейтральное боке, а жёсткое не нравится почти никому». А. Николаенко [3]: «Если размытие плавное, приятное, не отвлекающее — то боке... объектива считается хорошим. Если размытие выглядит как набор раздваивающихся линий и колец, от него рябит в глазах — то боке и рисунок объектива считается плохим. Характер боке зависит от расстояния до объекта, от расстояния между объектом и фоном, от фокусного расстояния объектива и от использованного значения диафрагмы. Поэтому в некоторых случаях можно получить как хорошее, так и плохое боке с одним и тем же объективом. Также считается, что чем больше лепестков в диафрагме объектива, тем лучше получается боке. Количество лепестков диафрагмы указывается в паспорте объектива и варьируется обычно от 6 до 9. Еще один способ оценки боке — по точечным источникам света в зоне нерезкости. Это могут быть как фонари, так и, например, блики на воде или на деревьях. Источники света должны выглядеть как правильные, равномерно окрашенные круги. Если они окрашены неравномерно, то есть края светлее, чем середина, это считается хуже. Самое плохое — когда вместо кругов получаются кольца». Иллюстрациями к цитатам могут служить фотографии, приведенные на рис. 5.
Как правило, производители фотоаппаратов стараются снабдить свою продукцию такими объективами, с помощью которых изображение малоразмерных (почти точечных) источников, находящихся в зоне нерезкости, приобретало бы правильную форму, и было размытым, то есть боке получалось мягким. Художественные эффекты в оформлении бокеВо время натурной фотосъемки освещенность, как правило, более чем достаточна и не требует больших экспозиций. В таких случаях диафрагмирование объектива позволяет обеспечить достаточно большую глубину резкости и, вместе с тем, сохранить приемлемые выдержки. Именно такой подход пропагандируется в пособиях по фотографии и рекомендуется производителями оптики. Иллюстрацией общепринятой практики съемки может служить верхняя фотография на рис. 4. Съемка со слабо диафрагмированным объективом приводит к тому, что глубина резко изображаемого пространства мала, и контуры предметов «заднего плана» выглядят сильно размытыми. При этом в формировании изображения принимают участие лучи, попадающие в объектив под большими углами относительно его оптической оси, то есть проходящие через периферийные (краевые) участки линз. Условия прохождения именно этих лучей в значительной мере определяют вносимые объективом искажения. Иллюстрациями таких условий съемки являются средняя и нижняя фотографии на рис. 4. Многообразие объектов и условий съемки в сочетании с конструктивными особенностями фотоаппаратов приводит к разнообразным, а порой и неожиданным, эффектам, которые появляются на изображении за пределами области резко изображаемого пространства. Например, на средней (и нижней) фотографии рис. 4, в правом нижнем углу, «угадывается» голубое пятно водной поверхности, которое образовалось за счет размытия изображения и цветового смешения. В то же время, на верхней фотографии хорошо видно, что водной поверхности рядом с оградой нет. Еще один эффект — «раздвоение» изображения достаточно хорошо виден на рис. 6 (куст справа на фотографии кошки). Но наиболее необычным все же является образование колец. КольцаНесмотря на то, что изображение точечных источников в виде колец считается недостатком боке, в некоторых случаях эффект выглядит столь своеобразно, что ничуть не портит общую композицию фотографии, а скорее, дополняет ее и делает оригинальной (рис. 6).
Вряд ли кто-либо откажется иметь в своей коллекции несколько подобных снимков, свидетельствующих о мастерстве владения фотоаппаратом. Причина эффекта известна: изображение почти точечного источника имеет форму круглого пятна с неравномерным распределением яркости — на краях яркость оказывается больше, чем в центре. Но на вопрос, какие условия съемки необходимы для этого, невозможно дать однозначный ответ. Параметры, способные оказать влияние на перераспределении яркости изображения, далеко не очевидны. Учесть, а тем более проконтролировать их в повседневной практике просто нет возможности. Поэтому получение эффекта — задача, скорее всего, эмпирическая. Несмотря на такое пессимистическое заключение, ситуация не выглядит совершенно безнадежной. Наблюдаемый эффект, судя по количеству фотографий, не такая уж экзотическая редкость; да и практические рекомендации для «охоты» за ним также можно сформулировать. 1. Слабое диафрагмирование объектива (или полное отсутствие) является обязательным условием съемки. За счет диафрагмирования и фокусировки следует «распределить» снимаемое пространство так, чтобы на изображении кроме переднего плана (резкого изображения), позади него (и/или перед ним) была видна достаточно «глубокая», нерезкая область. 2. В зоне нерезкости должно находиться достаточно большое количество мелких, высококонтрастных объектов (солнечные отблески на водной поверхности, небольшие лоскуты неба, просматривающиеся через чащу деревьев и т. п.). Именно эти точечные объекты служат «прообразами» колец на фотографии. 3. Желательно, чтобы нерезкая область занимала значительную площадь изображения, а мелкие высококонтрастные объекты были распределены по всей области. Это может облегчить «охоту за кольцами», так как в формировании изображения будут участвовать лучи, проходящие в объектив через его краевые участки под большими углами. 4. Шансы «поймать» кольца возрастают, если используется объектив с «жесткой» репутацией (дает жесткое боке)15. 5. Эффект образования колец следует поискать не только позади зоны резкости, но и перед ней (см. «морскую даль» на рис 6). И, конечно же, следует проявить терпение и настойчивость. Ведь удача приходит к тем, кто ее ищет. Фигурное бокеНа рис. 7 представлена подборка фотографий, на которых в качестве художественного элемента оформления используются изображения высококонтрастных малоразмерных источников заданной формы.
Этот эффект достигается с помощью специальной насадки с фигурным вырезом, которая устанавливается на объективе (рис.8).
Съемка с такой насадкой имеет свои особенности, на которых следует остановиться подробнее. Компоновка съемочной сцены. Для всех фотографий, представленных на рис. 7, общей отличительной чертой является: наличие объекта (или объектов) переднего плана, находящегося в зоне резкости, и обязательное наличие зоны «нерезкости» в которой находиться достаточно большое количество малоразмерных, высококонтрастных объектов. Как уже говорилось выше, такое зональное распределение может быть достигнуто при съемке со слабо диафрагмированным объективом. Из изложенного выше неизбежно следует вывод: фигурное отверстие в насадке должно быть достаточно большого размера (рис. 8). Если эффективный диаметр фигурного отверстия мал16 (сильное диафрагмирование), то малоразмерные высококонтрастные объекты заднего плана могут оказаться в зоне резкости. В этом случае вместо пятен, повторяющих форму входного отверстия насадки, на фотографии окажутся видны сами объекты. Общая схема зонального распределения пространства съемочной сцены, при оговоренных выше условиях, показана на рис. 9. Диаметр диафрагмы фиксирован, а настройка объектива на резкость выполнена по находящимся в плоскости A предметам переднего плана. Плоскости A соответствует сопряженная с ней плоскость A'.
L – объектив, F – фокальная плоскость объектива (задняя), A – плоскость фокусировки,A' – сопряженная плоскость изображения. Область резко изображаемого пространства и сопряженная ее область пространства фокусировки показаны желтым цветом. Область «нерезкости» показана голубым цветом. Малоразмерные (точечные) источники в области «нерезкости» показаны красным цветом. Рисунок 9
Если построить изображения малоразмерных (точечных) источников, находящихся в зоне нерезкости на разных расстояниях, то окажется, что они будут проецироваться на плоскость изображения A' в виде пятен разных размеров. Для источников, находящихся на очень большом расстоянии от плоскости A, их проекции на плоскость изображения A' будут иметь наибольшие размеры. А для источников, находящихся у границы раздела резко изображаемого пространства M, их проекции на плоскость изображения A' будут иметь наименьшие размеры. Иными словами, чем дальше от плоскости A находится точечный источник, тем более размытым будет его изображение. Эта же тенденция имеет место в ближней зоне нерезкости (между объективом17 и передней границей резко изображаемого пространства). Особенности переднего плана. Напомним, что расстояние до объектов переднего плана (расстояние фокусировки) входит в расчетные формулы для передней и задней границ резко изображаемого пространства и при прочих равных условиях (фокусное расстояние объектива, диаметр отверстия диафрагмы, размер круга нерезкости) определяет его глубину. Следовательно, если в качестве фигурной диафрагмы используется многолепестковая диафрагма объектива, то после фокусировки показания шкалы резкости, нанесенной на объективе, скорее всего соответствуют реальности. Но если в качестве диафрагмы используется насадка с фигурным отверстием, эффективный диаметр которого чаще всего неизвестен, то показания шкалы резкости утрачивают определенность. Если расстояние между фотоаппаратом и объектом переднего плана слишком мало, может появиться эффект виньетирования фотографируемого объекта. Причина возникновения этого эффекта показана на рис. 10 в виде схемы прохождения лучей через объектив, перед которым находится диафрагма D1.
Лучи, исходящие из точки A показаны зеленым цветом, из точки B – синим, а из точки C – красным. Пунктиром показаны лучи, исходящие из точки, расположенной по отношению к точке A симметрично относительно оптической оси. Рисунок 10 — Прохождение лучей через объектив (фрагмент)
Для удаленных от оптической оси точек A, B и C, которые находятся в одной плоскости, пересекающей оптическую ось в точке O, ситуация оказывается разной. Лучи, исходящие из точки A полностью проходят через объектив. Лучи, исходящие из точки B попадают на край линзы и проходят внутрь объектива частично. В этом случае яркость изображения точки B будет ослаблена (виньетирование). А лучи, исходящие из точки C, вообще не попадают в объектив (обрезание). На некоторых публикуемых фотографиях (в статье не приводятся) объект переднего плана отсутствует. Однако это не отменяет сформулированных выше критериев, необходимых для съемки. Если на переднем плане не предполагается размещение какого-либо объекта, то его временно можно установить, а после наводки объектива на резкость, — убрать из поля зрения. При съемке из помещения «ночных огней» (светящихся окон зданий, уличных фонарей и т. п.) наводка на резкость может быть выполнена по оконной раме, балконному ограждению и т. п. Особенности заднего плана. На фотографиях, представленных на рис. 7, хорошо видно, что в качестве малоразмерных контрастных объектов заднего плана могут выступать: светящиеся уличные фонари, елочная гирлянда, отблески света (блики) на гладких поверхностях предметов, растительности и т. п. Их пространственное размещение влечет за собой ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Для краткости изложения сформулируем их в виде тезисов. 1. Наиболее простой (и очевидный) случай, когда малоразмерный источник света находится на очень большом расстоянии от объектива фотоаппарата18. То есть, расстояние до него намного больше расстояния до задней границы области резко изображаемого пространства. По мере удаления источника от точки наблюдения его зрительно воспринимаемые размеры будут уменьшаться — источник конечных размеров «стягивается» в точку и, следовательно, неравномерность его яркости свечения постепенно утрачивает значение19. Помимо этого резкость его изображения будет ухудшаться (тенденция, о которой уже сказано выше). 2. Чрезвычайно привлекательной для размещения малоразмерных источников света является переходная область, в которой «уже не резко», но «еще не очень размыто». За счет этого можно получить достаточно резко очерченные контуры фигурных объектов (рис. 7). 3. Световой поток, проходящий через объектив, от точечного излучателя обратно пропорционален квадрату расстояния до него20: Q ~ 1/R2. Этим свойством можно пользоваться. Перемещая малоразмерные источники в глубине снимаемой сцены можно в некоторой степени регулировать яркость их изображения. Эффект будет тем более заметен, чем ближе эти источники находятся к объективу. 4. Для источников света, находящихся под большими углами относительно оптической оси объектива, может наблюдаться уменьшение их яркости на фотографии, связанное с косым попаданием лучей в объектив фотоаппарата (рис. 11). Поскольку световой поток, попадающий в объектив, пропорционален его площади (сноска 20), то при нормальном падении: Q ~ , где D – диаметр объектива. Но при косом падении, световой поток, попадающий в объектив, должен пройти через площадку S', перпендикулярную к направлению потока: Q' ~ , где D' – диаметр площадки S'. Так как для конуса с вершиной в точке O': S' < S, то, следовательно, Q' < Q. 5. Аберрации объектива также могут вносить свой вклад в виде искажений формы изображения высококонтрастных малоразмерных источников и (или) перераспределения их яркости (рис. 12).
6. После фокусировки объектива с фиксированным значением диафрагменного числа (или с установленной фигурной насадкой) возможности настройки фотоаппарата оказываются исчерпанными. Поэтому в поисках удачного композиционного решения, возможно, понадобятся пространственные перемещения объектов переднего и заднего плана а также самого фотоаппарата. В таких ситуациях не следует пренебрегать старым принципом: «Если гора не идет к Магомету, то»... Затрачиваемые при этом усилия являются неотъемлемой частью «творческого процесса». В качестве удачного примера на рис. 13 показана работа Андрея Турцевича.
Вот что о ней пишет автор: «При полностью открытой диафрагме рефлексы на заднем плане получатся круглыми, я же немного прикрыл отверстие — боке из восьмигранников в этом простом натюрморте мне приглянулось больше». Пример иного рода показан на рис. 14. Над созданием этой «композиции» авторам статьи пришлось серьезно потрудиться. Иначе чем «абсолютное фиаско» ее назвать нельзя. Но на фотографии хорошо видно, что предпосылки для получения желаемого эффекта имеются даже в крайне неблагоприятных условиях съемки.
Объект переднего плана находится слишком близко к объективу. Творческий замысел не ясен. Что и для чего фотографировалось? Нарушены условия пространственного размещения объектов переднего и заднего плана. Для подсветки использована одна настольная лампа, установленная позади объекта съемки. Соотношение между размером отверстия в насадке и диафрагмой выбрано неправильно. Хорошо видно, что объектив оснащен семилепестковой диафрагмой, поскольку она, а не отверстие в насадке, определяет форму точечных источников (бликов). Рисунок 14
Фигурное отверстие в насадке может иметь произвольную форму (рис. 15).
Рисунок 15 — Увеличенные символы шрифта «Wingdings» Соответствующая подборка иллюстраций приведена на рис. 16.
Однако, при самостоятельном изготовлении насадки необходимо учитывать следующее: 1. Размер вырезаемой фигуры должен быть достаточно большим (см. рис. 8). 2. Симметричность фигуры не обязательна, но ее размеры во взаимно перпендикулярных направлениях должны быть сопоставимы. Если фигура оказывается чересчур вытянутой вдоль одного направления, и сжатой вдоль другого (рис. 15, внизу), то могут возникнуть искажения изображения наподобие тех, которые появляются при съемке через узкую щель. Лучший способ убедиться в этом — приобретение личного опыта. Читатель самостоятельно может поэкспериментировать с разными насадками, например, узкая щель и «крест». Простой способ оценить необходимые размеры фигурного отверстия — измерить с помощью линейки диаметр входного отверстия объектива с максимально открытой диафрагмой. Размеры фигурного отверстия в изготавливаемой насадке должны быть несколько меньше измеренной величины21. Можно изготовить несколько насадок с фигурами разных размеров (например, «большую», «среднюю» и «малую»). Но, используя какую-либо из них, следует постоянно помнить, что размер фигуры — это размер диафрагмы, определяющий глубину резко изображаемого пространства, со всеми вытекающими из этого свойствами, особенностями и последствиями о которых сказано выше. «Объективные» предпочтения. Обратимся к формулам (1) для расчета расстояний до ближней, R1 и дальней, R2 границ резкости. После деления числителя и знаменателя на произведение D·f получаем:
где R – расстояние до плоскости наводки объектива, d — диаметр круга нерезкости, D — диаметр зрачка объектива, f — фокусное расстояние. Из полученных формул хорошо видна тенденция, — чем меньше величина поправки к единице в знаменателе, тем ближе будут значения R, R1 и R2. Очевидно, что при заданных значениях R и d поправки будут тем меньше, чем больше произведение D·f. Следовательно, для получения малой глубины резко изображаемого пространства предпочтительны объективы, у которых произведение D·f максимально. Этому требованию, например, удовлетворяют объективы, предназначенные для портретной съемки (фокусное расстояние до 140 мм, минимальное диафрагменное число 2 или 2,8). Но хорошие результаты вполне достижимы и с многоцелевыми объективами с фокусным расстоянием 50 — 70 мм, поскольку чаще всего требуется не минимальная, а вполне определенная глубина резко изображаемого пространства. Художественное оформление боке в профессиональной фотографииОписанная выше техника художественного оформление боке применяется профессиональными фотографами, хотя и не так уж часто (см. например, [4]). Несколько примеров приведено на рис. 17. Мы также настоятельно рекомендуем ознакомиться с подборкой прекрасно выполненных работ [16].
ЗаключениеИз изложенного выше следует, что условия съемки, необходимые для получения «фигурного боке», неразрывно связаны с физическими принципами получения фотографического изображения как такового. В частности, важное значение имеют правильное ограничение размеров объектива (диафрагмирование) и расположение объектов по глубине снимаемой сцены. При соблюдении оговоренных выше условий съемки эффект может быть получен с помощью фотоаппарата, оснащенного многоцелевым (универсальным) объективом. Исключением являются простейшие конструкции с ограниченными возможностями фокусировки и диафрагмирования объектива22. На первых порах (овладение условиями съемки) разумно отказаться от применения фигурной насадки, используя вместо нее диафрагму фотоаппарата. В этом случае фигурным оформлением боке будет многоугольник или окружность (рис. 13). После приобретения необходимого опыта и навыков переход к съемке с насадкой окажется более простым. Возможности управления глубиной резкости за счет изменения размера отверсия в насадке или замены объектива лучше всего использовать на завершающем этапе овладения такой техникой съемки. Из-за стремления авторов сделать изложение максимально простым ряд вопросов в статье не рассматривался. Например, выше неоднократно указывалось, что аберрации объектива влияют на формирование изображения, но более подробно эта тема не затрагивалась из-за сложности и объемности ее описания. Поскольку для съемки используется либо насадка (при полностью открытой диафрагме), либо слабое диафрагмирование объектива без насадки, нет необходимости рассматривать вопрос о совместном влиянии отверстия насадки и диафрагмы объектива на формируемое изображение. Детальное рассмотрение этого вопроса потребовало бы построения достаточно сложных схем прохождения лучей через объектив, введения новых понятий и обширных комментариев. Список первоисточников
А. В. Мартынюк, к.ф.-м.н, радиофизик, Н. А. Мартынюк, дизайнер
1 Выяснение «первоисточника» не является целью настоящей работы. Речь идет о констатации факта — как этот вопрос преподносится на ряде сайтов во Всемирной информационной сети. 2 Как будет показано далее, необходимые условия съемки достаточно просты. Но это не имеет ничего общего с упрощенчеством, с которым пытаются преподносить вопрос. 3 Старая тирольская поговорка. 4 Между лучевой оптикой и ее школьным «аналогом» - геометрической оптикой, авторы усматривают большую разницу. Многие положения лучевой оптики (прямолинейное распространение света, формула линзы и т.п.), из-за сложности их рассмотрения, излагаются в школьном курсе очень сжато, описательно, без доказательств и в результате оказываются «на задворках» сознания учащихся. В то же время, сильный акцент (особенно в задачах) ставится на геометрических построениях. В результате, «школьная вариация» раздела лучевой оптики сильно напоминает курс планиметрии, дополненный несколькими новыми аксиомами и постулатами. Например: «лучи, проходящие через оптический центр линзы, не изменяют своего направления»; или «луч, идущий параллельно оптической оси, после прохождения линзы всегда пересекает оптическую ось в точке, называемой фокусом». 5 В даном случае линза является аналогом оптической системы. Употребление этого термина было бы более корректным. Точки A, O, B, могут принадлежать как одному трехмерному объекту, так и разным. Это не нарушает общности рассуждений. 6 В объективах современных фотоаппаратов влияние этих специфичных эффектов в значительной мере подавлено. Но они есть, и могут проявить себя. 7 Диафра́гма (от греческого διάφραγμα — перегородка) — устройство, позволяющее изменять размер отверстия объектива, через которое свет проникает внутрь фотокамеры. 8 Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), или глубина резкости, — это расстояние между ближней и дальней границами пространства, в пределах которого объекты на снимке получаются достаточно резко очерченными, то есть размытие границ объектов зрительно не воспринимается. 9 Приведенные формулы справедливы при следующих допущениях: R1, R2 >> f , заднее фокусное расстояние примерно равно переднему (перед объективом и позади него среда с одним и тем же показателем преломления n). Обращаем внимание на то, что в литературе встречаются разные формулы для вычисления R1, R2 (см. например, [6-8]). По-разному отсчитывается расстояние (от объектива или от объекта съемки), также разными могут быть упрощающие допущения. 10 Освещенность изображения равна световому потоку, деленному на площадь изображения; и для удаленных объектов пропорциональна площади диафрагмы, деленной на квадрат фокусного расстояния объектива [5]. Это отношение называется светосилой объектива. 11 Относительным отверстием называется отношение диаметра диафрагмы к фокусному расстоянию (D/f). Т.к. площадь круглого отверстия пропорциональна квадрату его диаметра, то светосила объектива определяется квадратом его относительного отверстия. Нередко можно встретить путаницу в терминологии: светосилой называют отношение (D/f) и ошибочно считают освещенность пропорциональной квадрату этой «светосилы». 12 Обычно на объективе указывают знаменатели дробей этого ряда (5,6; 8; 11 и т. д.), которые называются диафрагменными числами (см. рис. 3). 13 Диафрагменное число (знаменатель дроби) при этом увеличивается! 14 От японского слова — размытость, нечёткость (англ. Bokeh). 15 Например, в словаре фототерминов [11] имеется следующая «подсказка»: «Зеркально-линзовые телеобъективы создают боке в виде «бубликов», что считается некрасивым». 16 В пересчете на диаметр круглого отверстия 17 Точнее: от передней фокальной плоскости объектива до передней границы резко изображаемого пространства. 18 При оговоренных выше условий съемки! 19 Очевидный пример: Солнце и Луна, несмотря на космические расстояния, воспринимаются земными наблюдателями как диски с неравномерной яркостью свечения. В частности, лунные кратеры при хорошей остроте зрения видны даже невооруженным глазом. Однако, звезды видны как более или менее ярко светящиеся точки. Все дело в расстояниях, угле зрения и разрешающей способности глаза или оптических инструментов! 20 , где – площадь объектива диаметра D, – энергия, приходящая за единицу времени на единичную площадку, находящуюся на расстоянии R от источника, W – мощность излучателя. 21 Предполагается, что съемка будет производится с максимально открытой диафрагмой. 22 Например, фотоаппарат-игрушка «Юнкор», выпускавшийся в СССР в 50-х гг., имел два значения диафрагмы (8, 11), время экспозиции 1/60 с и «ручная». Настройка на резкость (фокусировка) была исключена за счет применения короткофокусного объектива (2 стеклянные линзы). При заправке пленки можно было установить (снять) две планки, изменяющие размер кадра (4,5 х 6 см или 6 х 6 см), а, следовательно, и их количество. Все! Для съемки сцен под общим названием «мы были здесь», фотографиями которых переполнены семейные альбомы, большего не требуется.
Обсуждению статьи посвящена тема форума!
|
страница создана 27.11.24 в 10:42:49 (GMT+3) |